Эстетика лабиринта


Эстетика лабиринта
   • конструктивные свойства архаического архитектурного сооружения с закономерной, рационально-иррациональной путаницей внутреннего строения;
   • художественно-эстетические, семиотические качества лабиринта как пространственного символа человеческого духа, заблудившегося в смыслах бытия, пребывающего в состоянии экзистенциального кризиса, когда утрачены важнейшие религиозно-нравственные ориентиры и душа не может пробиться к свету.
   В лабиринте совмещен ы порядок с хаосом, бессмыслица соседствуете глубокомыслием, разумное переплелось с неразумным. Пугающая запутанность, чреватая полной утратой способности к ориентации и возможностью гибели, соседствует здесь со строгой размеренностью чередующихся тупиков и манящих иллюзорных выходов. Лабиринт - аутентичный пространственно-графический смысл ообраз блуждающего человеческого духа, символ неизбежности заблуждений и попаданий в тупики, знак бесперспективности духовного поиска, осуществляемого безрелигиозным, вне- христианским сознанием. Он же - символ запутанности жизненного пути и затрудненности поиска выходов из сложных жизненных ситуаций. Ему созвучны образы темноты, слепоты, умонастроения интеллектуального отчаяния, метафизической безутешности, состояния утраченное™ надежд на спасение.
   Лабиринты могут иметь не только бесконечно разнообразные архитектонические конфигурации, но и обладают различной протяженностью в пространстве и времени. Для Одиссея лабиринт его блужданий на пути из Трои домой, на остров Итаку, распростерся на все Эгейское море и на десять лет жизни. Лабиринт судьбы Эдипа оказался трагичнее и страшнее: несчастный сын Лая и Иокасты проплутал в нем всю свою жизнь, совершив в темноте его переходов и тупиков страшные преступления, убив отца, женившись на матери, родив детей, являвшихся ему братьями и сестрами и в конце концов выколов себе глаза, которые не уберегли его от духовной слепоты.
   Социокультурный опыт многих поколений христианской эры свидетельствует о том, что человек способен плутать в извивах жизненного лабиринта-хаосмоса до тех пор, пока ему не.откроется, что Христос - это свет и истина, указывающий выход из всех лабиринтов мира.
   Образ лабиринта возвышается до статуса парадигмы в культурологии У. Эко. Для итальянского писателя лабиринт - это универсалия, содержательно-смысловая структура которой позволяет наиболее точно характеризовать такие макросистемы, как мироздание и социокультурный мир.
   В свете модернистского, т. е. секуляризованного, децентрированного сознания все сущее не имеет ни доминирующего начала-центра, ни явной периферии, ни отчетливо проступающих границ. Соответственно, модернистское сознание, пребывая внутри мира-лабиринта, лишено ориентиров и способно передвигаться, лишь руководствуясь собственными желаниями, капризами, прихотями. Аналогичным образом оно ведет себя и в творческой деятельности, где нет никаких препятствий для эстетической вседозволенности и непредсказуемости. Лабиринтное искусство не в состоянии ответить ни на один смысложизненный вопрос, т. к. пребывает вне их семантической сферы. Тем не менее, оно несет в себе определенное экзистенциальное содержание. Его суть сводится к тому, что безысходное пребывание в лабиринте - это недолжное состояние человеческого духа, в котором он не вправе пребывать слишком долго. В свете такого понимания совершенно особую роль обретает фигура Иисуса Христа. Если, - пишет Фуко, - допустить хотя бы на одну секунду, что Господа нет, что человек явился на землю по ошибке нелепой случайности, и предан своей смертной судьбе, и мало того - приговорен осознавать свое положение, и по этой причине он - жалчайшая из тварей, то это существо, ища, откуда почерпнуть ему смелость в ожидании смерти, неизбежно сделается тварью религиозной и попытается создать для себя какой-нибудь образ-пример. И вот тогда «среди многих примеров, которые ему удастся измыслить, в ряду примеров блистательных, кошмарных, гениально-утешительных - в некий миг полноты времен этот человек обретет религиозную, моральную и поэтическую силу создать фигуру Христа, то есть образ всеобщей любви, прощения врагам, историю жизни, обреченной холокосту во имя спасения остальных... Будь я инопланетянин, занесенный на Землю из далеких галактик, и окажись я перед лицом популяции, способной породить подобную модель, я преклонился бы, восхищенный толикой тео- гонической гениальности, и почел бы эту популяцию, мизерную и нечестивую, сотворившую столь много скверн, - все искупившей, лишь тем, что она оказалась способна желать и веровать, что вымышленный ею образец - истинен... Если бы Христос был не более чем героем возвышенной легенды, сам тот факт, что подобная легенда могла быть замышлена и возлюблена бесперыми двуногими, знающими лишь, что они ничего не знают, - это было бы не меньшее чудо (не менее чудесная тайна), нежели тайна воплощения сына реального Бога».
   ◘ Лит.: Дубин Б. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса//Вопросы литературы. 1991. №8.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "Эстетика лабиринта" в других словарях:

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

  • Эстетика неклассическая — Экспериментально поисковый этап в современной эстетике, детерминированный общей ситуацией в техногенной цивилизации, культуре, искусстве, философии, науке второй пол. XX в., достигшей к концу столетия той точки бифуркации, за которой возможен или …   Энциклопедия культурологии

  • ЭСТЕТИКА НЕКЛАССИЧЕСКАЯ — экспериментально поисковый этап в современной эстетике, детерминированный общей ситуацией в техногенной цивилизации, в культуре, искусстве, философии, науке втор, пол. 20 в. К концу этого столетия ситуация достигла той точки бифуркации, за… …   Философская энциклопедия

  • Эстетика зеркальности —    совокупность мифо поэтических наблюдений, художественно эстетических образов, философско эстетических идей, произведений искусства, раскрывающих экстраординарную роль зеркала в развитии и функционировании художественно эстетической реальности …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • ЗЕРКАЛО —         1) инструмент визуальной магии; 2) мифологема отражения и альтернации реального; 3) позиция и образ проективного видения, универсалия культуры. Архаич. семантика 3. синкретизирует свойства органики и качества артефакта: см. мифологию… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭРИСТИКА —         в культуре 20 в.         искусство спорить (греч.). Термин “Э.” предложил Аристотель, характеризуя “софистические опровержения”, т.е. борьбу в споре нечистыми средствами. Гнев Аристотеля понятен: античный философ отвергал извращение одной …   Энциклопедия культурологии

  • Писарев, Дмитрий Иванович — даровитый критик; родился 2 октября 1840 г. в родовом селе Знаменском, на границе Орловской и Тульской губерний. До 11 лет он рос в семье единственным любимым сыном; воспитывался под влиянием матери бывшей институтки; к 4 летнему возрасту уже… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ДИСКУРС СЕКСУАЛЬНОСТИ — понятие, получающее наиболее развернутое обоснование в ряде последних исследований М. Фуко, таких, как «Воля к познанию» (1976), «Забота о себе» (1984) и др. Определение. Гипотеза Фуко отвергает могущество пола как естественного закона и нормы.… …   Философская энциклопедия

  • Батай — (Bataille) Жорж (1897 1962) Французский поэт, прозаик, эссеист, экономист, мистик, во многом определивший пути развития французской мысли и словесности второй половины XX в. Его философские ориентиры Г.В.Ф.Гегель, Ф.Ницше, 3. Фрейд, Л. Шестов,… …   Энциклопедия культурологии

  • Писарев Д. И. — Писарев Д. И. ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840 1868) знаменитый публицист и литературный критик. Р. в селе Знаменском Орловской губ. в состоятельной помещичьей семье. Среднее образование получил в одной из петербургских гимназий. В 1856 1861 учился …   Литературная энциклопедия